Комнатная нечистоплотность у кошек

Понятие комнатной нечистоплотности включает в себя как классическое поведение мечения мочой в характерной позе, так и нежелание кошки отправлять естественные надобности в лоток. В этом случае животные используют в качестве туалета кровать, диван, пространство вокруг лотка, коврики и пр. Это может представлять серьезную проблему для владельцев, так как от запаха мочи в текстиле избавиться практически невозможно.

В числе возможных причин комнатной нечистоплотности рассматриваются следующие факторы:

- дискомфорт при мочеиспускании/дефекации, например, при мочекаменной болезни или колите, глистной инвазии, диарее. Боль или неприятные ощущения в процессе отправления естественных надобностей вынуждают кошку искать другое место, где «не больно». Когда заболевание будет взято под контроль, симптомы нечистоплотности тоже регрессируют.

- неприятие субстрата или предпочтение другого субстрата. Если кошке не нравится наполнитель в лотке, она будет искать другое место для мочеиспускания и/или дефекации. Например, одни кошки предпочитают древесный наполнитель, другие – минеральный. Неприхотливые животные успешно отправляют естественные надобности в пустой лоток с решеткой «Сухие лапки». А отдельные представители ассоциируют туалет с газетными обрезками или тряпочками – в этом случае сложно будет переубедить кошку не мочиться на одежду и разбросанные бумаги.

- неприятие места для туалета. По возможности следует выбирать для туалета кошки спокойное укромное место с низкой проходимостью и постоянным доступом. Если кошка хотя бы раз не сможет пробраться к лотку и осуществит мочеиспускание в неположенном месте, то это может быстро войти в привычку. Следите за тем, чтобы дверь в комнату с лотком всегда была открыта. Препятствием к лотку могут послужить и пассивная агрессия второй кошки, и чрезмерное внимание со стороны собаки, и внезапное появление владельца. Кошки также неохотно пользуются лотком, если он находится рядом с зоной кормления – это противоречит «этикету» семейства кошачьих.

- самый трудно контролируемый фактор нечистоплотности – социальная или доминантная агрессия кошек. В этом случае приученная к лотку кошка периодически мочится на кровать хозяев или на диван. Причиной данного поведения является демонстрация превосходства кошки над хозяевами. Поведения мечения также проявляется в виде комнатной нечистоплотности по углам, на пограничной территории, например, у входной двери или вдоль стены, граничащей с улицей или коридором. Корректировать это поведение довольно сложно, требуется постоянная поведенческая терапия и контроль раздражающих факторов (другие животные, кошки на улице, визит гостей и пр.). Большое количество кошек на небольшой территории также вынуждает кошек маркировать «свою» территорию.

Таким образом, чтобы исключить все факторы, способствующие комнатной нечистоплотности кошек, необходимо:

1. Исключить заболевания мочевой и/или пищеварительной системы.
  2. Подобрать кошке оптимальное место, форму лотка и наполнитель.
  3. Обеспечить беспрепятственный доступ в туалет.
  4. Разместить на достаточном удалении туалет и зону кормления.

Исключить воздействие раздражающих факторов.