Ноев Ковчег

Собака, которая заболела за пять минут

На прием в клинику поступила собака породы чихуа-хуа в возрасте 10 лет.

По описанию хозяйки собака до момента заболевания чувствовала себя хорошо, если не считать того факта, что собака стала больше пить. В день обращения у животного внезапно развилась острая слабость, появилась рвота и усилилась жажда, произошло это буквально в течение пяти минут.

В результате клинического осмотра у собаки были выявлены значимое повышение артериального давления, общая слабость, гипергликемия (повышение сахара крови), низкая плотность мочи и увеличение уровня белка в моче. При ультразвуковом исследовании диагностировано новообразование в проекции почки, более вероятно, ассоциированное с надпочечником. ЭХОКГ выявило признаки артериальной гипертензии и связанную с этим фактом гипертрофию левого желудочка сердца.

По совокупности этих факторов в числе предполагаемых диагнозов лидировали гиперадренокортицизм (синдром Кушинга), феохромоцитома (новообразование надпочечников с выработкой адреналина и норадреналина) и артериальная гипертензия.

Пациенту были назначены дополнительные исследования (малая дексаметазоновая проба) и симптоматическое лечение для контроля ведущих клинических проявлений. Но, к сожалению, на второй день собака погибла из-за прогрессирования симптомов заболевания. По результатам вскрытия была подтверждена опухоль надпочечника, было проведено цитологическое исследование с окончательным вердиктом – «феохромоцитома».

Феохромоцитома считается редкой и труднодиагностируемой опухолью у собак.

Встречаемость выше у возрастных собак 10-12 лет, породной предрасположенности не выявлено, немного чаще она регистрируется у кобелей.

Феохромоцитома – это катехоаминсекретирующая опухоль мозгового вещества надпочечника, в половине случаев это злокачественная опухоль. Клинические признаки заболевания обусловлены повышенной секрецией адреналина и норадреналина опухолевыми клетками, что и приводит к неконтролируемому повышению артериального давления со всеми вытекающими отсюда последствиями и острыми проявлениями заболевания из-за сосудистых нарушений.

Сложность диагностики заключается в отсутствии патогномоничных симптомов. Несмотря на то, что системная гипертензия считается характерным признаком феохромоцитомы, она может иметь эпизодический характер.

Лечение при феохромоцитоме заключается в хирургическом удалении пораженного надпочечника.

Таким образом, в случаях устойчивой гипертонии у собак феохромоцитома должна быть в списке дифференциальных диагнозов, и, соответственно, следует обратить особое внимание на  визуальную диагностику новообразований надпочечников и выяснение причинных факторов гипертонической болезни.

Здоровья вам и вашим питомцам!