Рекомендации по вакцинации собак

Группа по составлению руководств по вакцинации (the Vaccination Guidelines Group, VGG) Международной ветеринарной ассоциации мелких домашних животных (the World Small Animal Veterinary Association, WSAVA) была создана для разработки руководств по вакцинации собак и кошек для применения во всем мире. Важной концепцией в вакцинации собак и кошек является признание того, что мы должны стремиться снизить «вакцинационную нагрузку» на каждое отдельное животное, чтобы минимизировать возможные побочные реакции на вакцины и сократить временные затраты и расходы клиентов и ветеринарных врачей, связанные с проведением необоснованных ветеринарных процедур. Мы должны стремиться вакцинировать каждое животное базовыми вакцинами. Дополнительные вакцины должны применяться не чаще, чем это необходимо.

Большинство щенков в первые недели жизни защищены материнскими антителами. У большинства щенков снижение пассивного иммунитета до уровня, приемлемого для активной иммунизации, происходит к 8-12 неделям. У некоторых щенков уровень материнских антител низок, что делает их уязвимыми для инфекционных болезней (и способными ответить на вакцинацию) в более раннем возрасте. Другие щенки сохраняют такой высокий уровень материнских антител, что не способны ответить на вакцинацию, пока не достигнут возраста ?12 недель . Не существует единой программы первичной вакцинации, которая бы «перекрывала» все возможные ситуации.

Группа VGG рекомендует проводить первую базовую вакцинацию в возрасте 6-8 недель, а затем повторять ее каждые 2-4 недели до достижения возраста 16 или более недель. Поэтому число первичных базовых вакцинаций щенка будет определяться возрастом, когда его начали вакцинировать, и выбранным интервалом между ними. Согласно этим рекомендациям, если начать вводить вакцины в возрасте 6 или 7 недель, потребуется курс из четырех первоначальных инъекций базовых вакцин с 4-недельными интервалами, а если начать вводить вакцины в возрасте 8 или 9 недель, то только из трех первоначальных инъекций базовых вакцин с такими же 4-недельными интервалами.

К базовым вакцинам для собак относятся вакцины против вируса чумы собак (CDV), аденовируса собак (CAV) и парвовируса собак типа 2 (CPV-2). В регионах, где бешенство эндемично/энзоотично, вакцинацию против этого вируса также следует считать базовой. Группа VGG выделила дополнительные (non-core) вакцины, которые необходимо вводить только тем животным, географическое местоположение, окружающие условия или образ жизни которых создают риск заражения определенными инфекциями. Кроме того, группа VGG отнесла отдельные вакцины к нерекомендуемым (not recommended) (в случаях, когда не существует достаточного научного обоснования для их применения) и не рассматривала некоторые т.н. «местные» вакцинные препараты (minority products), географическая доступность и применение которых ограничены.

Неотъемлемой частью базовой вакцинации щенков является ревакцинация, которая традиционно проводилась либо в возрасте 12 месяцев, либо через 12 месяцев после введения щенку последней вакцины первичной серии. Основной целью этой ревакцинации является скорее обеспечение развития защитного иммунного ответа у тех собак, которые не смогли выработать иммунитет после введения какой-нибудь из вакцин первичной базовой серии, а не необходимость усилить иммунный ответ.

Взрослому животному, которое прошло полный начальный базовый курс, включая ревакцинацию в возрасте 26 или 52 недели, когда было щенком, но, возможно, не вакцинировалось регулярно во взрослом возрасте, достаточно однократной ревакцинации базовой МЖВ вакциной (модифицированной живой вакциной) для повышения иммунитета. Точно так же для подобранной на улице взрослой собаке (или щенку старше 16 недель) с неизвестной историей вакцинации требуется введение лишь одной дозы базовой МЖВ вакцины для возникновения защитного иммунного ответа. Многие инструкции к вакцинам содержат рекомендацию при таких обстоятельствах ввести вакцину двукратно (как щенку), но такая практика является необоснованной и противоречит фундаментальным иммунологическим принципам. Снова отметим, что это не распространяется на дополнительные вакцины, многие из которых необходимо вводить взрослым животным дважды.

Особого упоминания заслуживают вакцины для собак против бешенства. Группа VGG рекомендует ветеринарным врачам любой страны, где бешенство эндемично (энзоотично), настоятельно предлагать своим клиентам вакцинировать собак от бешенства, даже если законодательство этого не требует. Интервалы между ревакцинациями собак против бешенства часто бывают установлены в законодательном порядке. Доступные во всем мире убитые вакцины против бешенства изначально производились с залицензированной длительностью иммунитета 1 год, поэтому законы предусматривали ежегодную ревакцинацию. Для этих же вакцин длительность иммунитета теперь продлена до 3 лет во многих странах, где в законы были внесены поправки, отражающие это изменение. Но в некоторых странах законодательные требования противоречат лицензиям вакцин, а в других странах не изменились ни лицензии, ни законы. И, наконец, в некоторых странах имеются также вакцины против бешенства местного производства с длительностью иммунитета, составляющей 1 год, которую, скорее всего, нельзя с уверенностью продлить до 3 лет.

Несмотря на то, что вакцинация (т.е. активная иммунизация) играет главную роль в профилактике инфекционных заболеваний, при лечении инфекционных заболеваний во многих странах по- прежнему используется пассивная иммунизация. До сих пор существует рынок сывороток и иммуноглобулинов; компании - производители таких препаратов есть в США, Германии, Республике Чехия, Словакии, России и Бразилии. Используют препараты либо гомологичного, либо гетерологичного (например, от лошади) происхождения, ассоциированные (против нескольких вирусов) и содержащие сыворотку или ее иммуноглобулиновую фракцию. Несмотря на наличие таких препаратов, группа VGG рекомендует применять их с осторожностью и только после тщательного рассмотрения ситуации. При вспышке чумы плотоядных (CDV) в приюте, питомнике или зоогостинице гораздо безопаснее и эффективнее вместо введения сыворотки вакцинировать всех собак вакциной против чумы собак. Раньше в таких ситуациях рекомендовали вводить МЖВ вакцины внутривенно (не по инструкции), а не подкожно или внутримышечно, но почти не существует доказательств тому, что такой способ обеспечивает более эффективную или быструю защиту, чем подкожное или внутримышечное введение. Введение вакцины против CDV любым из этих способов незамедлительно или очень быстро обеспечит защиту от тяжелого течения болезни и смерти. В таких случаях вакцина не предотвратит заражение, но защитит от тяжелого течения болезни (особенно от неврологической формы), в результате чего животное выживет и приобретет пожизненный иммунитет.

Таким образом, согласно рекомендациям VGG, щенков можно вакцинировать минимум 4 раза в возрасте от 6 до 16 недель , и затем однократно в возрасте от 26 до 52 недель. В последующем вакцинация базовыми вакцинами проводится раз в три года, дополнительными – ежегодно.

В статье использованы материалы из руководства по вакцинации

международной ветеринарной ассоциации мелких животных WSAVA