Инфекционный респираторный комплекс собак

Это полноценный клинический синдром, ассоциированный с комплексом инфекционных респираторных заболеваний собак (CIRDC). Чаще мы слышим иное  название этого симптомокомплекса , так называемый «вольерный  кашель». Как правило, он характеризуется  острым началом с острым болезненным кашлем вплоть до рвотных позывов, владельцы обычно определяют это состояние как «собака подавилась». Заболевание может сопровождаться чиханием, выделениями из носа и глаз, лихорадкой, увеличением подчелюстных лимфоузлов, летаргией, часто наблюдается отказ от еды. Первичные симптомы могут осложняться пневмонией (часто у молодых животных).

В числе возможных возбудителей рассматриваются: аденовирус собак 2 типа, вирус  чумы плотоядных, респираторный  коронавирус собак, различные  подтипы  гриппа, герпесвирус собак, вирус парагриппа, а также другие неспецифические патогены. Важную роль в развитии заболевания играют Bordotella bronchiseptica, Streptococcus equi подвид zooepidemicus, и  Mycoplasma spp.

Инфекция, вызываемая S. equi подвидом zooepidemicus очень опасна! Является самостоятельным агентом воспаления, которая может приводить к появлению симптомов острой геморрагической пневмонии и гибели питомца в течении 24 часов. Часто наблюдается в условиях скученного содержания животных, в антисанитарных условиях и при плохом уходе. Назначенное лечение просто не успевает подействовать, вакцины от этой болезни не существует.

Bordatella bronchiseptica –наиболее часто встречающаяся бактерия-возбудитель. Выделяет эндотоксин, который вызывает паралич ресничек эндотелиального слоя, что приводит к застою слизи в бронхах и затяжному кашлю.

Важно понимать, что «вольерный кашель» – не одна болезнь. Все вышеперечисленные  микроорганизмы могут вызвать заболевание как самостоятельно, так и в комплексе с иными вирусами/бактериями, провоцируя сложные сочетанные инфекции. Уровень иммунитета животного, возраст, условия содержания (вентиляция, освещение, скученность содержания, стресс), сопутствующие заболевания - все эти факторы  напрямую связаны с восприимчивостью организма  к вирусам и бактериям.

ДИАГНОСТИКА  заключается в сборе анамнеза, тщательном физикальном  осмотре животного на амбулаторном приеме. Лабораторная диагностика при респираторном симптомокомплексе имеет очень относительную ценность, ПЦР может быть не информативна, т.к. вирус может уже не выделятся во внешнюю среду, или, например, по микоплазме организм может быть позитивным постоянно или демонстрировать положительную реакцию на антитела у вакцинированных по аденовирозу животных.

При большом количестве заболевших животных, скученном содержании, например, в питомниках или приютах, тяжелом течении, отсутствии положительного результата от традиционной терапии  можно провести диагностику с целью поиска приоритетного патогена - для этого существует специальная респираторная панель ПЦР, это позволит подобрать наиболее специфическую терапию.

В большинстве случаев достаточно применения антибиотиков широкого спектра для лечения респираторных инфекций – это амоксициллин с клавулановой кислотой, тетрациклины, цефалоспорины третьего поколения. Симптоматическая терапия предполагает использование бронхолитиков (эуфиллин), средств для разжижения мокроты (АЦЦ), противовоспалительных препаратов. Клинические проявления обычно уменьшаются к концу первой недели лечения, но кашель можент сохраняться до 3-4 недель.

Легкое течение заболевания не всегда нуждается в интенсивной терапии. Медикаментозному лечению обязательно подвергаются щенки, животные при скученном содержании, собаки с осложненной формой заболевания.

При появлении первых же симптомов кашля необходимо разделить собак на группы и разместить их в разных помещениях: больные, подозрительные по заболеванию и клинически здоровые; регулярно проводить санитарную обработку помещения, мисок, инвентаря; обеспечить вентиляцию и очищение воздуха в помещении; своевременно убирать экскременты и мочу с пола; минимизировать воздействие стресс-факторов для собак и своевременно проводить все лечебные мероприятия.

Профилактика заключается в максимально обособленном содержании собак, это особенно актуально для приютов, питомников и передержек, карантинировании всех вновь поступивших животных и своевременной вакцинации.

Помимо обязательной стандартной прививки от чумы, парвовирусного энтерита, аденовирусов и бешенства, для социально активных собак, участвующих в выставках, в системе разведения, в дрессировочных группах и просто гуляющих в компании других собак целесообразна вакцинация от парагриппа и бордетеллеза Нобивак КС - это капли в нос, создающие местный иммунитет по отношению к этим двум возбудителям продолжительностью один год.

И, разумеется, чем раньше начато лечение, тем меньше вероятность осложнений и меньше продолжительность заболевания, поэтому при первых признаках недомогания необходимо обратиться к врачу.